Лекция 2. Законодательно-правовая часть.
Конституция РБ. Законы Вселенной, общества, человека.

Структура

ü      Конституция Республики Беларусь. Юридические свойства конституции. Как принимается Конституция. Структура Конституции. Основные вехи принятия Конституции.

ü      Законы Вселенной и Конституция. Основные законы эволюции Вселенной: Закон аналогии; Закон симметрии; Закон полярности; Закон преемственности и подобия; Закон цикличности; Закон сохранения энергии; Закон свободы выбора. Законы диалектики Гегеля.

ü      Правовое государство. В чем сущность правового государства? Каковы отличительные признаки правового государства? Государственная идеология. Каковы характеристики и функции гражданского общества?  Что такое социальное государство?

ü      Общая схема эволюции управляемой и самоуправляемой соц. системами.

ü      Принципы сети мировой гармонии.

Материалы для подготовки

ü      Увеличение субкультур в обществе: раньше их было несколько, сейчас их тысячи. Этот рост – тенденция совр. эпохи к гармоничному соединения.

Конституция:

Constitutio означает становление, построение.

Конституция представляет собой один или совокупность актов, которыми определяются наиболее важные вопросы государства и общества. Для конституции всех стран характерно:

1) определяется система гос. власти (характер и функции государственных органов, взаимодействующих друг с другом, компетенции и т.д.)

2) права, свободы и обязанности граждан.

Юридические свойства Конституции:

1.      Конституция – Основной Закон страны.

2.      Конституция – ядро правовой системы.

3.      Конституция определяет степень важности юридических актов.

 

Конституция составляет только ядро правовой системы, остальные акты проистекают из Конституции.

Конституция определяет иерархию юридических актов.

Контроль за выполнением Конституции осуществляет конституционный суд.

Последовательность юридических актов по степени силы:

1.      Конституция.

2.      конституционные законы.

3.      Международные договоры.

4.      Законы, декреты, указы Президента.

5.      Постановления парламента.

6.      Акты министерств и государственных комитетов.

7.      Решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

 

Кто принимает Конституцию?

1.      Путем референдума. (Франция, Россия, Эстония…)

2.      Парламентом

3.      Специальным органом (например, Конституционной Ассамблеей)

4.      Путем «дарования» Конституции монархом. (Наполеон , король Непала в 1990 и т.д.)

 

Структура Конституции

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел II. Личность, общество, государство.

Раздел III. Избирательная реформа. Референдум.

              Глава 1. Избирательная система.

              Глава 2. Референдум (народное голосование).

Раздел IV. Президент. Парламент. Правительство. Суд.

              Глава 3. Президент Республики Беларусь.

              Глава 4. Парламент – Национальное Собрание.

              Глава 5. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.

Глава 6. Суд.

Раздел V. Местное управление и самоуправление.

Раздел VI. Прокуратура. Комитет гос. Контроля.

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

 

Основные вехи принятия Конституции

1990 г. 26 января – принятие закона о языках в Белорусской ССР. Белорусский язык стал государственным.

1990, 4 марта – выборы в Верховный Совет БССР и местные советы по новому законодательству.

1991, 19-21 августа. Попытка государственного переворота в Москве.

1991, 25 августа Верховный Совет БССР придал «Декларации о государственном суверенитете БССР» статус конституционного закона. Приняты решения об обеспечении экономической, политической самостоятельности.

1991, 19 сентября – Верховный Совет принял постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь. Приняты Герб и Флаг.

1991, 8 декабря, Беловежские соглашения.

1994, 15 марта, Верховный Совет РБ принял Конституцию РБ.

1996, 2 марта, Первый всебелорусский съезд.

1996, 24 ноября. Референдум, принятие первой редакции Конституции.

2001, 9 сентября. Переизбрание АГ. Лукашенко на второй срок Президентом Республики Беларусь.

 

Цитата:

«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.»  Конституция РФ, статья 13.

Это – внутреннее противоречие (по Мельнику) поскольку гос-во не может не обладать определенной мировоззренческой системой, которая по сути и есть идеология (более того, эту систему надо очень четко прописать и сделать абсолютно понятной для всех).

По Мельнику: Карсавин пишет, что культурно-государственную идеологию не стоит смешивать с идеологией партийной. И делает вывод, что идеология гос-ва это и есть идеология всей культуры, т.е. всего народа (это положение можно оспорить, т.к. гос-во и культура – это не одно и то же и гос-во, как управленческий аппарат является все-таки аппаратом насилия.

Законы Вселенной и Конституция

Конституция в целом – это отражение законов всей вселенной. Понять принципы построения конституции можно лишь в том случае, если понятны сами законы, по которым движется мир.

Основные законы:

Законы Вселенной описываются с разных позиций. Некоторые из них имеют могут быть отражены в следующем виде.

v      Закон аналогии; Закон симметрии; Закон полярности; Закон преемственности и подобия; Закон цикличности; Закон сохранения энергии; Закон свободы выбора…

Законы диалектики, Гегель:

v      Закон перехода количества в качество; Закон единства и борьбы противоположностей; Закон отрицания отрицания.

 

Можно говорить в некотором смысле о Конституции Мироздания, которая построена на соединении пифагорейской гармонии сфер и уравнениях квантовой неопределенности Гейзенберга. Закон и Бог в определенном смысле являются синонимами, отсюда индийский принцип дхармы, как основной нити развития.

Правовое государство

В чем сущность правового государства?

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти.

Каковы отличительные признаки правового государства?

1. Верховенство закона,  выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наисвысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.

2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его нарушать.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин или отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

4. Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей судебная, исполнительная и законодательная власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма.

5. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства.

6. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.

Государственная идеология

Государственная идеология – это совокупность лиц, организация и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди членов общества.

В коммунитарной системе управления (например, при социализме) идеологический аппарат принимал решения и доводил их до населения «сверху». Это т.н. централизованный вариант идеологического управления.

В западных странах государственная идеология не обособлялась в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждения государства и гражданского общества.  Кроме органов власти руководством и распространением политических идей государственной значимости на Западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественный фонды, партии, движения.

Французский философ Л.П. Альтюссер к идеологическим аппаратам государства относил следующее: религиозный (система церквей); образовательный (система учебных заведений), семейный, юридический, политический (система партий), профсоюзный, информационный (СМИ), культурный и др. И хотя роль идеологических инструментов в системе западного общества не столь хорошо видна, она все же присутствует во всех этих общественных институтах власти.

Каковы характеристики и функции гражданского общества?

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Базисом гражданского общества является многоукладная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Гражданское общество как совокупность организаций, объединений граждан, а также правовых норм, ценностных установок, идей и представлений реализует через них групповые и частные интересы членов общества и необходимое для этого взаимодействие с органами государственной власти.

Основными институтами, посредством которых удовлетворяются личные и групповые интересы, выступают политические партии, общественные организации, а также правовые нормы, регулирующие отношения собственности, свободу распространения информации, участия в выборах, свободу совести, собраний и объединений и т.п.

Гражданское общество противостоит злоупотреблениям полномочиями, должностным положением «власть имущих», защищает права и свободы личности, является необходимым условием становления правового государства. Существует диалектическое взаимодействие между гражданским обществом и государством, что находит свое выражение в обоюдных прогрессивных изменениях. Одним из существенных результатов таких изменений выступает обеспечение политической и социальной стабильности, динамичного развития экономики, общественного благосостояния.

На формирование гражданского общества в республике важнейшее влияние сегодня оказывают:

- результаты парламентских и президентских выборов, вызвавшие перегруппировку сил и ресурсов основных общественных организаций и политических партий;

- активизация на территории Беларуси внешних субъектов хозяйствования;

- модернизация экономических отношений  в связи с расширением акционирования и приватизации;

- выборы в местные Советы и иные органы власти (2003 г.)

Важной функцией, которую способно реализовать гражданское общество, является налаживание механизмов взаимодействия с влиятельными негосударственными структурами иностранных государств, а также международными организациями в интересах укрепления международного положения республики, привлечения в экономику внешних источников инвестирования.

Что такое социальное государство?

(по материалам Яскевич Я.С., «Основы идеологии белорусского государства. Вопросы и ответы.»)

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных  потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.

Дополнения

Разумеется, вышеизложенный текст совершенно недостаточен для понимания этой проблемы. Социальное государство – это общественная система, которая является переходным этапом от управления обществом с помощью специально созданного аппарата – государства – к разработке принципов самоуправления. В этом – ключ к пониманию этой проблемы. Т.е. социальное государство отражает первую ступень верхней части схемы с двумя треугольниками, которая постепенно переходит в общую систему народного самоуправления и отмирания государства (как это и предполагалось классиками марксизма и, в особенности Лениным).

Общая схема эволюции управляемой и самоуправляемой соц. системами.

Скругленный прямоугольник: Индивид Скругленный прямоугольник: Коллектив

Присвоение              личного Управление системой

ИМЕТЬ

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Очень важно отметить, что достижение свободы (или соскальзывание в рабство) это последовательный процесс. В духовном плане он соответствует все большей и большей жертве личных притяжений, привязанностей, желаний. Они спадают подобно шелухе с человека, открывая его внутренний божественный свет и давая ему все большую свободу.

 

Так же точно и соскальзывание вниз, в сторону рабства, тоже последовательный процесс. Сначала это небольшое презрение к людям, манипулирование обстоятельствами и людьми в своих интересах, а затем это осознанное, преднамеренное и безусловное желание причинять страдания и боль всему живому, что встречается на пути (сатанизм).

Смысл подвига заключается в преодолении барьера личного во имя достижения высшей свободы. Подвиг немыслим без жертвы.

Таким образом, мы получаем крест, как символ всех протекающих мировых процессов (дни равноденствия, христианский крест распятия, свастика буддизма, координатная сетка Декарта и т.д.). Именно этот крест в своем коннотационном (смысловом) аспекте представлен в аллегорическом распятии Христа, Кришны, Аполлония, Прометея и т.д.

 

У человека

У общества

Высшее проявление индивидуальности,
божественность человека.

Абсолютная и свободная
самоорганизация общества

 

 

Гармония между материальным и духовным
началом в человеке

Гармония между частными
и общественными интересами в обществе

 

 

Абсолютная заземленность и бездуховность

Абсолютная тирания

С позиции социологии

Таким образом, каждый этап развития соответствует определенной фазе отношений в обществе и ценностных ориентиров у человека. Чем выше развивается человек, тем больше свободы он испытывает и тем меньше в нем личного начала. Причем, эта эволюция проходит ряд этапов. Эти этапы называются на языке древних элевсинских мистерий в античности назывались посвящениями. Каждое посвящение означает подъем на новую ступеньку эволюции и отказ от достижения личных целей. Чем меньше личного в тех целях, которые человек перед собой ставит, тем выше его духовный уровень, тем ближе он к совершенству. Все великие люди совершали свои достижения во имя высокой цели.

 

То же самое можно сказать и про социальную систему: чем выше уровень ее социальной самоорганизации (принцип социальной энтропийности), тем больше в ней свободы и радости. Импульс счастья у системы исчезает тогда, когда она перестает вписываться в божественные законы и не дает возможности членам общества полностью реализовывать свои духовные потребности (занятия искусством, духовные практики, выбор профессии по призванию и т.д.)

В настоящий момент идет соединение этих потоков в одно гармоничное целое, для более высокой фазы своего последующего развития.

Новая идеологическая модель развития общества

Рождение нового всегда сопровождается разрушением старого. Какое-то время две системы существуют параллельно, давая каждому человеку возможность сознательного выбора. Затем, постепенно старая модель уступает место для новой системы социальных отношений. Умение отличить эти моменты в нашей повседневной жизни принципиально важно для дальнейшей эволюции. Идеология – это система отношений, которая затрагивает непосредственно каждого.  

Для наглядности рассмотрим две эти системы в сопоставлении друг с другом.


Сравнение двух идеологических моделей развития

Старая парадигма:
Выигравший – Проигравший

Новая парадигма:
Выигравший – Выигравший
(нет проигравших)

Выигрывающие и проигрывающие

Нет проигравших – каждый выигрывает (Выигрыш-Выигрыш)

Соперничество и  столкновение – Конфликт

Со-трудничество и Внутреннее сотрудничество – Мир

Решения, которые создают дополнительные Проблемы

Решения, которые создают возможности еще больших Решений

Догматичные идеи, убеждения, структуры

Гибкие идеи, убеждения, структуры

Контроль, наказание и штрафы

Взаимная поддержка и польза

Правила и Регулирование

Учительство и Помощь

Бессознательное создание индивидуальной реальности (пространства)

Сознательное строительство индивидуальной реальности

Подавление / жертвы; лишение возможностей

Самораскрытие (жизнь по тем законам, которые человек создает для себя сам), Взаимное раскрытие

Границы и барьеры, Ограничения

Свобода, Автономия, Самоопределение

Паразитизм (брать и не отдавать)

Симбиоз (взаимное получение и отдача)

Борьба, печаль и боль

Радость, Естественность, Игра, Экстаз и Юмор

Зависимость взаимная зависимость

Независимость и взаимное освобождение

Защита себя через конфликт

Кооперация, Соглашения и Отдавание

Скрытные, нечестные, разрушительные отношения

Открытые, честные, продуктивные отношения

Дефициты и излишки

Взаимное изобилие (отдавание)

Дорога вынужденных обязательств – боль и страдания

Дорога восторга – радость и реализация

Распад, разделение, дезинтеграция

Интеграция, Связь, Объединение

Проживание в прошлом, страх перед будущим

Жизнь в моменте «сейчас», взгляд в будущее

Любовь с условиями и требованиями

Безусловная, отдающая любовь

Дисгармония – Завоевание (разрушение) Природы

Гармония – жизнь в единении с Природой

 

Работа в сфере создания новой, альтернативной парадигмы не предполагает конфликтов и столкновений двух систем. Так же точно, как невозможно изменить партию в теннис в футбольный матч, не разрушив ее, так же точно невозможно изменить "обычную" систему ценностей на альтернативную. Но мы вправе создавать в окружающем нас пространстве и отношениях с людьми ту систему ценностей, которая нам кажется разумной и приемлеомой. Более того, мы делаем это ежедневно своим поведением в определенных жизненных ситуациях, закладывая тем самым причинно-следственную связь, которая и приведет каждого из нас в ту сферу, которая соотносится с нашим поведением. Изменение социальной системы вовне должно начинаться с изменение своего мира внутри. Именно этот первый шаг начинает менять окружающий нас мир (законы энерго-информационного обмена и связи).

Постепенно подобная система отношений расширяется и в единой идеологической модели создается две разные подсистемы: одна из них устремляется к гармонии и взаимодополнению, другая – к конкуренции и взаимному уничтожению. Первая система начинает создавать свою собственную, новую социальную модель, в которую входит параллельная экономическая, образовательная, транспортная, медицинская и культурная сферы жизни. Эта сфера построена на строгом соблюдении принципа добровольного участия и добровольной ответственности в создании новых социальных отношений.

В настоящее время интенсивно разрабатываются передовые технологии, позволяющие создавать альтернативные системы энергоснабжения. Задача заключается в том, чтобы через сеть информационных центров и продуманной политики координации и финансирования правильно построить систему зарождающихся социальных отношений нового типа. Сделать это непросто потому, что принципы построения этой системы в корне противоречат общепринятым принципам старой и основаны, прежде всего, осознанном и добровольном желании принять участие в формировании здорового образа жизни, основываясь на принципе природосообразности. Тем не менее, продвижение в этом направлении настолько же неизбежно, насколько неизбежен восход после долгой ночи.

Хочется верить, что «ключи к спасению человечества находятся в руках» передовой части общества, которая осознает, что для выживания человечеству необходима единая идеологическая платформа, основанная на принципах мудрости и любви, преподаваемых во всех религиях мира и дополненных современным научным взглядом на мир.

Образование в этом смысле должно давать людям всей планеты возможность понять то, что у них есть общего, их планетарную взаимозависимость и единство[1], общность, несмотря на различия рас, религий, культур, традиций, идеологий, верований, духовной жизни - возможность понять свое происхождение, предназначение, потенциал, свою судьбу как часть общего процесса эволюции человечества.

 



[1]  «No man is an island, entire on itself, but a part of a continent. So never ask for whom the bell tolls, for it tolls for thee. Человек – не остров, а часть материка – всего человечества, и поэтому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе.» Эрнест Хемингуэй.

Hosted by uCoz