Лекция 4. Религия и идеология

Нравственно-духовные аспекты идеологии. Выработка ноосферного этического кодекса. Содержательная часть идеологии.

Содержание

Взаимоотношения между политикой и моралью. Три основные компонента взаимодействия (подчинение, разрыв, разумное взаимодействие). Категорический императив И. Канта. Буддийская концепция «ахимсы» в политике и общественной жизни.

Общее описание религии. Что представляет собой религия как социокультурное явление. Функции религии. Структура религии.

Отличие религии от науки: два принципа жизни, сомнение и доверие, объект и субъект, разделенность и единение.  Понятие ноосферы Вернадского П.И.

К вопросу о смене научной парадигмы.

Основные принципы религиозной философии Нового века.

Права человека и конфессиональная политика в Республике Беларусь. Из книги Яскевич Я.С. «Основы идеологии белорусского государства». Глава 3.2. (сс.89-104).

- Проблема свободы совести. Основные религиозные направления Республики Беларусь.

- Дополнительные вопросы из курса Яскевич Я.С. Проблема свободы совести (с. 90). Что представляет собой религия как социокультурное явление? (стр. 91). Какие функции выполняет религия? Какова структура религии? Какие религиозные направления имеются в Республике Беларусь? Какие ценности привлекают белорусских граждан в буддизме? Каковы основы вероучения христианства и в чем его популярность? Каковы разновидности христианства? Какие правила нравственного поведения в исламе и чем они интересны для белорусских граждан? Что представляют собой нетрадиционные религиозные течения и каково их место в современном мире?  Какие существуют неокульты? Что представляет собой кришнаизм? Каковы причины появления неокультов? Что собой представляет свободомыслие в отношении религии?

Тезисы

Взаимоотношения между политикой и моралью

(Яскевич Я.С. «Основы идеологии белорусского государства», Вопросы и ответы)

Можно выделить три основные модели взаимодействия между моралью и политикой:

1. Подчинение практической деятельности людей, включая политику, морали, что характерно для религиозных учений (христианских, буддийских, зороастрийских, ведических и т.д.). Для подходов гуманистов с их нравственными идеалами, способствующими сплочению и возвеличиванию человеческого духа, укреплению политических и государственных устоев, для ряда современных концепций с их особым отношением к человеку как высшей ценности мира и этикой ненасильственной борьбы за более справедливое общество.

2. Существенный разрыв между политикой и моралью, что отразилось в таких высказываниях как «нравственность и политика несовместимы», в «политике нет морали, а есть только интересы» и др. Наиболее четко данную систему взаимоотношения политики и морали описал Николо Макиавелли (1569-1527) в своем труде «Государь», где он писал о том, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости, он может использовать все средства, включая насилие, принуждение, вплоть до лишения жизни, для укрепления государственной власти, ее экономической и политической мощи.

3. Достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью. Так Гегель и другие представители немецкой классической философии считали, что государство должно быть наделено особой нравственностью, так как по природе оно выражает волю и интересы большинства граждан.

Представители русской политической мысли второй половины 19 в. Обосновывали положение о том, что образцовая общественная жизнь  слагается из добротных общественных учреждений и из нравственно развитых людей (Кавелин К.Д.). Согласно В.С. Соловьеву, весь политический мир и его устои базируются на нравственном фундаменте, наполняющимся разумным содержанием благодаря появлению аскетизма, альтруизма и религиозного чувства.

Уместно вспомнить категорический императив И. Канта.

Категорический императив И. Канта

Категорический императив нравственности сформулирован И.Кантом. Императив (от латинского imperatives - повелительный) означает требование, приказ, закон. У Канта категорический императив  - это безусловный принцип поведения, основной закон его этики, это всеобщий обязательный принцип, которым должны руководствоваться все люди, независимо от происхождения и положения.

Первая формулировка  категорического императива напоминает «золотое правило морали», сформулированное еще в древности: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.»

Вторая формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такому правилу, руководствуясь которым, ты в то же время можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом.» В данном случае обращается внимание на всеобщность нравственных требований.

Третий императив предписывает: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству.»

Человек для Канта – всегда цель, он обладает нравственной самоценностью, нельзя низводить человека до уровня предмета, средства для достижения цели. Человек – высшая ценность и цель.

Согласно ригористическим, суровым взглядам И.Канта (с точки зрения принципов ригоризма моральное поведение определяется исключительно долгом) к нравственному поступку не должен примешиваться какой-либо интерес, склонность, симпатия, удовольствие.

Версии буддизма и концепция “ахимсы” (ненасилия).

В этом контексте интересно рассмотреть буддийский принцип «ахимсы» - ненасилия. Это принцип поведения, согласно которому ни одно из социальных преобразований не может быть сделано с помощью насилия. Все, что предпринимает человек, он должен делать в строгом соответствии с доброй волей других существ и не угнетать эту волю ни в каком случае.  Успешность этого принципа в политике продемонстрировал Махатма Ганди в годы освобождения Индии от британского владычества. Этот же принцип проповедовал Л. Толстой. По сути любой святой западной или восточной религии шел этим же путем ненасилия и, если рассматривать этот вопрос глубже, вся Вселенная строится подобным же образом.

------------------------------------------------------------------------------------------

Общее описание религии. Что представляет собой религия как социокультурное явление? (Яскевич Я.С. стр. 91)

Понятие религия возникло в римской культуре, очевидно от Цицерона, который вывел его от латинского слова relegеre – собирать, а затем от христианских авторов Лактанция (3 в) и Августина (4 в.). Религия определяется у них как relegare – путь примирения человека с Богом.

Религия – это форма, в которую облекается духовное содержание, духовный поиск и духовные открытия. Религия, в определенном смысле выступает как внешнее отражение глубоко скрытых внутренних духовных процессов общества. В связи с тем, что общество всегда развивается, развивается также и его духовность. На определенном этапе эта духовность входит в противоречие с внешней формой своего проявления – религией и тогда начинается конфликт. Смысл этого конфликта заключается в смене новой парадигмы и новой системы верования, которая более адекватно отражает происходящие в обществе процессы.

Какие функции выполняет религия?

Существуют два основных ряда функций религии. Первый – макроуровень, общесоциальный план (общество). Второй – микроуровень (микросоциальный план – личность.)

На первом плане религия выполняет следующие функции:

- компенсаторную, восполнение человеческого незнания и слабости перед лицом превосходящих сил природы.

- регулятивную, регулирование поведения людей, основанное на принципах данной конфессии и релиозных нормах.

- интегрирующую, способствование консолидации общества и конфессиональному единению, сплочению людей.

На втором плане (план личности) религия играет следующие функции:

- мировоззренческая функция, т.е. религия придает определенные жизненные установки человеку

- функцию нравственного воспитания, т.е. религия, основанная на авторитете священных писаний, регулирует моральные нормы поведения людей.

- культурно-воспитательную, реализация собственной природы религии через сеть соответствующих организаций.

Какова структура религии?

- Религиозное сознание

- Религиозная идеология

- Религиозная психология

Отличие религии от науки: два принципа жизни, сомнение и доверие, объект и субъект, разделенность и единение. 

Принципиальное отличие религии от науки заключается в методе приближения к истине. Религия идет путем веры. Она исключает или пренебрегает интеллектуальным способом постижения истины и получает откровения через интуицию. Очень часто это оказывается более действенным способом, через чисто логическое, прямолинейное прогнозирование.

Наука, наоборот, идет путем сомнения, она опирается на объективную реальность и двигается от нее постижению Абсолюта. Т.е. наука движется от частного к общему, от объекта к Субъекту, от конкретного к абстрактному, а религия, наоборот, от Общего к частному, от Субъекта к объекту, от абстрактного к конкретному. Мы получаем в этом случае тоже балансирование между двумя полярностями: западом и востоком.

Понятие ноосферы

Ноосфера – это термин, который ввел Вернадский для обозначения дальнешей эволюции биосферы. По его мнению создание ноосферы это логическое развитие всех предыдущих стадий развития природы. Ход рассуждения Вернадского примерно таков: минеральная эволюция – это эволюция литосферы, первый этап формирования Земли. Затем эволюция растений, второй этап. Третий этап – эволюция животного мира, и четвертый этап – эволюция человека.  Что же происходит дальше, за этим этапом, задает вопрос В.И. Вернадский, и отвечает – ноосферизация, эволюция разума. Его слова оказались пророческими. Возникновение проблем, связанных с информационным обществом и с процессом глобализации, по сути означает один из этапов создания ноосферы. Именно поэтому идеи Вернадского приобретают все большую популярность и становятся особо интересными в сфере проблем выработки новой научной парадигмы.

К вопросу о смене научной парадигмы

Существенное изменение условий и характера нашей жизни в условиях широкого применения современных средств коммуникаций, а также характера и уровня мыслительной деятельности человека приводит к изменению объективной реальности, и следовательно, изменению сознания человека. А это в свою очередь приводит к актуальности постановки и разрешения в новых условиях главного вопроса философии - о первичности материи или сознания, т.е. о соотношении религии и науки.

Развитие науки, научной мысли в этом веке характеризовалось глубоким изучением физического мира и (биологической) природы человека, включая биологические и психологические аспекты его поведения и сознательной деятельности. Целью этих исследований было с одной стороны изучение тайн материального физического макро- и микромира, а с другой - изучение природы человека на основе материалистических подходов, рассматривающих человека как биологическое существо, представляющее собой высшее животное.

Одной из проблем научной мысли в последнее времени была проблема изучения природы сознания человека. Однако эта проблема рассматривалась с материалистически биологических позиций, опираясь на ряд теорий (достижений) эволюционной теории, психологии, психоанализа, а также кибернетической науки, которые претендовали на объяснение природы сознания на основе метафизического подхода.

За последнее время сознание человека прошло серьезные изменения, одновременно все более заметно начал проявляться фактор формирования Глобального Сознания, культурных пространств. Ментальная активность объединенного коммуникационными технологиями человечества значительно усилилась, обмен технологическими знаниями ускорился, роль индивидуального разума увеличилась, усиленная современными возможностями глобального распространения информации и виртуального присутствия в новых сетевых социумах.

Взаимодействие индивидуального человека с информационным пространством человечества на технологическом уровне (через сеть современных коммуникаций, в том числе Интернет) стало сопровождаться заметной общей активизацией взаимодействия групп людей через общее информационное культурное пространство.

Усилились факторы и техники духовных учений воздействия и преобразования сознания, все из которых используют те или иные способы связь с общим сознанием - которое определяется как Глобальное сознание, Космический разум, Бог, загробный мир, параллельные миры, карма, культурное пространство. В развитом сознании современного человека нематериальные духовные явления начинают приобретать все более отчетливый материальный оттенок. Отсюда необходимость их изучения, сопоставления и конкретного применения. Философия нового века все более обращается к вопросам исследования сознания и его явлений как объективной реальности. Нематериальный мир, мир информации становится сферой преобразующей активности человека. В связи с этим многие философы начали поговаривать о смене парадигмы философии нового века. Новая парадигма может быть выражена следующим образом: "Полное познание сознания человека позволит объяснить природу материального мира".

Основные принципы религиозной философии  Нового века

·         Вселенная имеет мистическую природу. В сущности Вселенной лежит любовь. Вселенная добра и имеет направление для развития.

Права человека и конфессиональная политика в Республике Беларусь.

Из книги Яскевич Я.С. «Основы идеологии белорусского государства». Глава 3.2. (сс.89-104)

Проблема свободы совести (с. 90)

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. Так, ст. 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.к. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В ст. 7 идет речь о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия пола, языка, национальности, политических взглядов, происхождения и социального положения.

Какие религиозные направления имеются в Республике Беларусь?

В настоящее время в РБ насчитывается около 26 религиозных направлений. Наибольшее количество (ок. 80% принадлежит православию).

Дополнительный материал

Сопоставьте различные религиозные заповеди и найдите общее и отличия. Проанализируйте их с позиции современного мировоззрения.

Заповеди Ветхого Завета

1.      Я Господь Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме меня.

2.      Не сотвори себе кумира и никакого изображения, ни на небесах, ни на земле, ни в воде, не поклоняйся им и не служи им.

3.      Не поминай имя Господа Бога твоего всуе.

4.      Помни день субботний и проводи его свято.

5.      Чти отца твоего и мать твою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

6.      Не убей.

7.      Не прелюбодействуй.

8.      Не воруй.

9.      Не произноси на другого ложного свидетельства.

10.   Не желай того, что принадлежит ближнему твоему.

Заповеди Нового Завета (Христа)

1.      Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоею, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь.

2.      Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях весь закон и пророки. (Матф. 22, 37-30).

Нравственные принципы йоги

Цель йоги – освобождение духа от оков материи.

1.      Воздержание от неправедной жизни. (яма)

2.      Ведение правильной жизни (нияма): внутренняя и внешняя чистота, довольство, укрощение страстей, предание себя Богу.

3.      Укрепление физического тела (асаны).

4.      Овладение гармоничным дыханием (пранаяма).

5.      Направление сознания внутрь, самоанализ (пратьяхара).

6.      Направление сознания наружу, практика сосредоточения (дхарана).

7.      Соединение сознания с миром (дхиана).

8.      Достижение просветления (самадхи).

Нравственные принципы буддизма

1.      Правильное понимание, которое существенно для начала духовной практики, поскольку неверные взгляды уведут в сторону.

2.      Правильное устремление, которое очень важно в буддизме, поскольку мотив поведения приводит в действие карму.

3.      Правильная речь, которая означает воздержание от лжи, клеветы, ругательств и сеяния раздоров через распространение слухов.

4.      Правильное действие, которое способствует нравственному поведению и запрещает убийство, кражу, прелюбодеяние, алчность и гнев.

5.      Правильный образ жизни, который не дает заниматься тем, что приносит вред другим.

6.      Правильное усилие, которое означает не плодить зло, а совершать добро и также продолжать свою духовную практику.

7.      Правильное направление мысли, внимательность, что означает успокоение ума поглощенностью духовной практикой и созерцанием природы сознания.

8.      Правильное сосредоточение, что означает сосредоточение ума на обращенном внутрь созерцании для обретения мудрости, чтобы затем достигнуть просветления.

Литература

Литература основная

1.      Яскевич Я.С. «Основы идеологии белорусского государства.» Глава 3.2. Права человека и конфессиональная политики в Республике Беларусь. (сс.89-104)

2.      Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990.

3.      Дао-Дэ Цзинь «Завет пути и силы», Москва, 2003.

4.      «Бхагват-Гита», пер. Антонова В.В., Москва, 1991

5.      Экзюпери А. Маленький принц.

6.      Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.

7.      Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Минск 2000.

8.      Антарова К. Две жизни. Москва, Сирин, 1998

Литература дополнительная

1.      Духовное единство – фундамент союзной государственности // Беларуская думка. 1999. № 5.

Литература из Интернета

Введение курса атеизма в британских школах

Вcеленная как сознание: http://ln.com.ua/~kostenko/ocu1.html.ru

02.15 Уважайте религиозные верования других источник статьи

Владимир Белов, преподаватель духовной семинарии. Православие не надо преподавать в школе.

01.31 Плыкин, След на воде

 

Hosted by uCoz