V. Национальная идея

Дополнительные вопросы и задания для семинаров

1.      Подготовьте материал по «русской идее» Соловьева.

2.      Что такое русский космизм?

3.      Сравните политическую культуру советского периода и современного белорусского общества. Есть ли общие черты или же произошли существенные изменения?

4.      Какой тип политической культуры, по вашему мнению, господствует в современном белорусском обществе?

5.      Какие ценности, на ваш взгляд, преобладают в политической культуре современного белорусского общества?

Литература основная

1.      Ильин И.А. Путь духовного обновления. М. 1993

Литература дополнительная

1.      Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

2.      История Беларуси: Учебное пособие / Абецедарская Е.Л., Бригадин П.И., Жилунович Л.А. и др. Мн.: Экоперспектива, 1997. 319 с.

3.      История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец. Мн.: Амалфея, 2000. 672 с.

4.      Развитие государственности Беларуси на современном этапе / М.В. Мясникович // Проблемы управления. 2001. № 1.

5.      Калиновский К. Из печатного и рукописного наследия. Мн., 1998.

Тезисы. Фактический материал

Кирдина С.Г. о современных подходах к национальной идее.

·        Актуальность национальной идеи. Требования к новой доктрине. Возможные источники национальной идеи. Что предлагает современная социальная наука?

·        В поисках новой методологии: о метаисторическом анализе цивилизаций и концепции институциональных матриц.

Специфика политической культуры Республики Беларусь.

Встреча Востока и Запада в Белоруссии

·        Качание Беларуси между Востоком и Западом как подготовка к синтезу западного и восточного мировоззрения.

·        Гармония – ключевое понятие для построения новой идеологии.

-         Национальная идея Беларуси:

·        Понятие и сущность национальной идеи.

o       Основные подходы к изучению национальной идеи:

o       Конструктивистский, натуралистический, инструменталистский.

o       Содержание и уровни национальной идеи.

o       Цели, задачи, основные функции национальной идеи.

o       Национальная идея и национальное сознание.

·        Структурная архитектоника мировоззренческой основы национальной идеи Беларуси:

o       Базисные, целевые ценности общества и личности, идеалы (нравственные, общественные, социальные)

o       Структурные элементы и приоритеты социально-экономического развития страны (макроэкономические, институциональные, социальные).

·        Условия и особенности процесса формирования национальной идеи. «За сильную, процветающую Беларусь – вместе!»

o       Стратегический вектор – эффективное государство устойчивого общественного развития.

Глобализация и ноосферизация. Два полюса одного процесса.

·        Вернадский

Материал из Яскевич о происхождении белорусов: стр. 41- 43.

·        Глубинные начала истории Беларуси

·        Основные этнические эпохи

·        Турчинович – этапы

·        Игнатовский – периодизация Беларуси.

Материал из книги Яскевич Я.С. «Основы идеологии белорусского государства» Глава 3.1.

·        Мировоззренческо-нравственное состояние современного белорусского общества: поиск обновленной системы ценностей.

Консенсус, умение вести дискуссию и соединять позиции как искусство нового управления и новой жизни.

 

Тезисы дополнительные

Основные этапы развития социально-политических идей в Беларуси.

o       Зарождение общественно-политических идей в средневековой Беларуси (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский).

o       Гуманистические идеи и политический идеал эпохи Возрождения (Ф. Скорина и Н. Гусовский).

o       Идеи белорусской Реформации (А. Волан, Л. Сапега, С. Будны).

o       Патриотические идеи В. Тяпинского.

o       Социально-политические идеи контрреформации и феодально-крепостнической реакции (А. Филиппович). Политический идеал Симеона Полоцкого.

o       Социально-философская мысль эпохи Просвещения (И. Стройновский, И. Богуславский, П. Бжостовский).

o       Революционно-демократическая мысль ХIX в. политические идеи К. Калиновского. Социально-политические идеи начала ХХ века.

o       Советский период развития общественно-политической мысли. Значение политики белорусизации общественной жизни.

o       Современный этап развития социально-политических идей в Беларуси. Плюрализм общественно-политической мысли, определение путей устойчивого развития белорусского общества. Идея разработки современной концепции эффективного государства.

o       Идея развития интеграционных связей, создание союзного государства Беларуси и России.

 

Тексты лекций

Кирдина Светлана Георгиевна,

 д. с. н.,

Институт экономики РАН, г. Москва

Современная социальная теория России для новой национальной идеи

·        Актуальность поиска национальной идеи, претендующей на статус официальной политической доктрины 

·        Требования в новой доктрине

·        Возможные источники новой национальной идеи

·        Что предлагает сегодня российская  социальная наука

 

 «…идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы и когда они ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем это принято  думать. В действительности только они и правят миром. Безумцы,  стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад».

 

(J. M. Keynes, The General Theory of Employment, Interest and Money. London, 1936, pp.383-384.

Рус. пер. Кейнс Дж. М. Избранные произведения, М.: Экономика, 1993, с. 518.)

 

Актуальность поиска национальной идеи, претендующей на статус официальной политической доктрины

- очевидный крах идеи «реального социализма», базировавшейся на политической экономии социализма

- неприживаемость идей прямого заимствования из так называемых  «развитых стран»

-  необходимость достижения общественного консенсуса в отношении базовых социальных ценностей

Требования к новой доктрине

- иметь широкий социальный характер (не быть лишь экономической или политической)

- содержать возможность примирения основных социальных интересов

- не быть «сугубо российской», поскольку мы живем в век глобализации, то есть должна быть понятной и населению России, и мировому сообществу

- должна быть не заимствованной, а российской, или адаптирующей импортируемые ценности к российским условиям

- иметь очевидную преемственность с культурными нормами и в то же время носить ярко выраженный модернизированный характер

- должна отражать своеобразие России и объяснять ее внутреннюю и внешнюю политику 

Возможные источники новой национальной идеи

*      религия

*      массовое сознание

*      политическая практика

*      культурные нормы

*      социальная наука

Что предлагает современная социальная наука?

- цивилизационный подход

- метаисторический анализ (И. В. Можайскова)

- либерально-рыночная стратегия

- традиционалистские ценности (от православия до «сильного государства»)

- теория институциональных матриц

В поисках новой методологии: о метаисторическом анализе цивилизаций и концепции институциональных матриц

С. Г. Кирдина , д. соц. н.,

Институт экономики РАН

Осознание потребности в новых методологических схемах анализа меняющегося общества характерно сегодня для большинства отраслей социальных наук. В России актуализация этой потребности дополняется, с одной стороны, разочарованием в использовавшихся до перестройки методах исторического материализма и политической экономии социализма. С другой стороны, кардинальное, как представляется многим, изменение социальной реальности в постперестроечной России выявляет неадекватность ранее применявшихся аналитических схем.

Поэтому несомненный интерес и большой резонанс в научном сообществе вызывают попытки ряда исследователей предлагать новые теоретические схемы и базирующиеся на них методологии анализа социально-экономических процессов в общественных науках. Хочу остановиться на двух новых подходах, которые, на наш взгляд, находятся в русле традиций российского теоретизирования и предлагают новые способы познания закономерностей экономической жизни. Они базируются на различных основаниях, отличаются своеобразными системами понятий и по-разному определяют содержание и перспективы современных российских реформ. Сопоставление данных подходов представляется интересным также потому, что в них реализуются принципиально различные пути конструирования социального знания.

Первый подход нам предложен ученым-экономистом проф. И. В. Можайсковой. Результаты ее почти 10-летней работы отражены в вышедшем недавно труде «Духовный образ русской цивилизации и судьба России. (Опыт метаисторического исследования )». Автор вводит в научный оборот разработанную ею схему метаисторического анализа цивилизаций, которая предлагается для исследования закономерностей развития экономических систем.

Другая методология – эта выдвинутая и разрабатываемая мною концепция институциональных матриц[1]. Она представляет собой макросоциологическую теоретическую гипотезу о двух альтернативных и одновременно дополняющих друг друга типах базовых экономических, политических и идеологических институтов, формирующих матрицу социального устройства общества. Тип матрицы задает характер и «коридор» эволюционного развития государств.

Сначала отметим общность названных аналитических схем. Предложенные подходы, на мой взгляд, очевидно продолжают традиции российской школы экономической мысли. Прежде всего, это относится к характерному для российской экономической теории рассмотрению экономики не самой по себе, но как части социального целого, так называемый холистический подход. Он предполагает, что закономерности экономики не могут быть поняты без учета закономерностей развития этого социального целого. Такой же взгляд развивают названные концепции.

Следующая традиционная черта российской экономической мысли состоит в том, что основное внимание в исследованиях уделяется не рассмотрению действий индивидуума, или «экономического человека», но анализу макропроцессов, определяющих поведение людей. В отличие от распространенного «методологического индивидуализма», составляющего основу большинства современных зарубежных экономических теорий, российское теоретизирование характеризуется структурным, системным подходом к анализу общества. Именно такой подход стремятся реализовать авторы разбираемых концепций.

Наконец, в них реализуется и третья черта российской экономической школы, которая, на мой взгляд, заключается в поиске закономерностей развития «другой экономики», которая характеризует Россию в отличие от западных, прежде всего, стран. В чем причины иного бытия хозяйственной жизни, каково его главное содержание, возможно ли изменение сложившегося в России экономического порядка, и каковы связи нашей экономики с экономикой соседних европейских стран? Эти вопросы традиционно волновали представителей российской экономической школы, и эта сторона отчетливо представлена в анализируемых здесь метаисторическом анализе цивилизаций и концепции институциональных матриц.

В то же время авторы совершенно по-иному пытаются взглянуть на процессы общественного развития. Сопоставление и анализ специфики развиваемых подходов базируются на упомянутых авторских монографиях, отражающих результаты их многолетних исследований.

 

Вопрос 3. Специфика политической культуры Республики Беларусь

Политическая культура каждого народа имеет свои особенности, уходящие корнями в социально-историческую, религиозную почву. Системообразующим началом национальной политической культуры является общекультурный генотип, традиция, которые обнаруживаются в стереотипах восприятия политической жизни, в политическом поведении, в функционировании политических институтов. Традиции определяют менталитет нации, допустимые рамки социального неравенства, господства и подчинения. Именно политическая культура объясняет, почему сходные социальные институты действуют по-разному в различных странах, почему попытки демократических преобразований терпят неудачу в отдельных обществах.

Особенности политической культуры Беларуси обусловлены тем, что она формировалась на стыке двух великих цивилизаций – восточнославянской и западной. С одной стороны, шло отрицание крайних форм этих цивилизаций, например, тотального экспансионизма и индивидуализма, с другой – стремление взять лучшие черты этих культурно-исторических типов. В процессе исторического развития белорусский народ стал поликонфессиональным. Большое влияние на белорусских землях имели как польские, так и русские традиции, нормы культуры. Католичество отождествлялось с польскостью, а православие – с русскостью. В этих условиях формировался национальный характер белорусов как определённая система позиций, ценностей, убеждений, разделяемых большинством нации.

Национальный характер включает глубинные, базовые социально-психологические черты, мировоззренческие архетипы, определяющие мироощущение человека, его восприятие окружающей действительности и себя в ней. Считается, что национальный характер складывается на ранних стадиях формирования современных наций и меняется медленно. Национальный характер белорусов сложился под влиянием географического положения Беларуси на пересечении европейских дорог, того факта, что раньше она не была самостоятельным государством, а, напротив, объектом завоеваний более сильных соседей. Известная толерантность белорусов, их спокойствие, уравновешенность, хозяйственность, бережливость, законопослушание, бесконфликтность, религиозная терпимость – эти хорошие качества в определенной мере  формировались как приспособительные механизмы к тяжёлым условиям. Они во многом влияют на политическое поведение граждан, их отношение к власти. Вместе с тем, толерантность может перерастать в "забитость", излишнюю притерпелость, непритязательность к жизненным условиям ("абы не было вайны").

Многие исследователи отличают такую черту современных белорусов, как невмешательство в политику и упорный повседневный труд на благо своей семьи. Белорусы, в основной части вчерашние крестьяне, привыкли из всего извлекать реальную выгоду. Отсюда распространенное мнение о политических акциях разного рода, о деятельности партий как бесполезных, которые не дают зримого эффекта. Белорусы мыслят не абсолютными, а более относительными категориями, не говорят сразу "да" или "нет", они скрытные менее предсказуемы, чем, например, русские. Они зачастую говорят одно, а действуют по-другому.            Постоянные нашествия и войны, а в последние годы и экономический кризис, чернобыльская катастрофа обуславливают ориентацию белорусов на заботу и защиту со стороны государства. И если эту заботу не может обеспечить собственное правительство, то пусть это сделает российское в рамках союзного государства. При этом белорусы боятся российской нестабильности, крови и поддерживают экономическое, а не политическое объединение с Россией. По сформировавшейся в советское время традиции белорусы зачастую не хотят высказывать своё мнение публично, если оно идёт вразрез с официально высказанным. Люди уверены в том, что они не могут повлиять на ход политических событий. Терпимость, общий компромиссный характер политической культуры белорусов обуславливает мягкость требований к власти. Много люди не требуют. Вместе с тем, принято преувеличивать возможности властных структур. Власть рассматривается прагматично: если человек занимает ту или иную должность, он обязан делать всё для народа. Иждивенческие настроения части населения предопределяют желание видеть у руководства тех, кто обещает больше дать народу. Поэтому политикам, уже находившимся у власти, следовательно, имевшим возможности делать что-то полезное для людей, вернуться в активную политику после ухода из неё очень сложно. Отсюда и перекладывание ответственности принятия решений на вышестоящих, следовательно, ориентации на сильных, решительных политиков, которые обещают быстро улучшить жизнь народа, программы которых содержат конкретные, реальные шаги по повышению жизненного уровня населения в ближайшее время.  

Важнейшим фактором, влияющим на характер политической культуры масс, является самооценка общества. Понижение национальной самооценки в силу экономических или политических причин может привести к депрессии, подавленности, безразличию, ощущению "жертвы". Чувство "жертвы" является чертой национального характера белорусов прежде всего в силу исторических причин – завоеваний, зависимостей. Потому объяснима ориентация на поддержку, понимание со стороны правительства, а также на стабильность политической жизни.

В Беларуси выделяются и региональные политические субкультуры – западная и восточная. По наблюдениям исследователей, на западе выше уровень духовной и бытовой культуры, более спокойный и хозяйственный народ, более ориентированный на рыночные отношения. Вместе с тем, несмотря на определенные тяготения западной части Беларуси к Польше, католицизму и протестантизму, а восточной – к России и православию, эти различия не играют существенной роли в политике.

Считается, что этническая ментальность предопределяет не более 25% политического поведения. В остальном, на него влияют другие факторы: экономические, социальные, религиозные, психологические.

 



[1] См. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. - Москва: ТЕИС, 2000. - 213 с.; Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. (Изд.2-е, перераб. и дополн.). Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.- 307 с.

Hosted by uCoz