Зачет

Полезные материалы для курса

"Основы идеологии Белорусского государства"

Разработка  Панчишина Н.В.

 

Главная  - ОргвопросыЛекцииЗачетТворчество студентовНовости
Дополнительные статьиСеминар по СМИ
- Рецензия на курс по идеологии

 

Материалы по идеологии за 2006/2007 г.

Сайт “Гелиоc

 

Материалы для зачета

Пояснения:

Из подчеркнутых терминов, имен и вопросов, нужно выбрать только 10. К этим 10 вы добавляете еще 20 терминов, 20 имен и 20 вопросов по вашему выбору. Вы можете отобрать те имена, термины и вопросы, которые вам нравятся. Кроме того, вы можете также дополнить этот список по вашему усмотрению. Всего к зачету вам необходимо подготовить 30 терминов, 30 имен и 30 вопросов. На зачет вам надо их принести в виде таблицы (см. в конце файла). Вытянув номер билета вы автоматически получаете номер вопроса, к которому добавляются уже во время ответа три термина и три имени. Просьба для наглядности сохранить эти подчеркивания и в вашей таблице.

Желаю успеха.

Термины для зачета

Адекватность; Ахимса; Белорусская идея; Восток и Запад; Геоэтика; Глобализация; Глобальная этика; Гражданское общество; Гуманизм ; Даосизм; Деидеологизация; Духовная экология; Дхарма; Евразийство; Ереси; Идейное течение; Идеологизация; Идеология; Идеология «зеленых»; Идеология и утопия; Информационное общество; Информация; Ислам; Иудаизм; Категорический императив И.Канта; Коммунитарная идеология: коммунитаризм; Консенсус; Консенсус; Консерватизм; Конфуцианство; Культура – цивилизация; Либерализм; Масонство; Материя; Мировоззрение (структура); Мифология; Национализм; Неофашизм; Ноосфера; Ноосферная конституция; Общество и культура; Объективная реальность; Окружающая среда; Организация Объединенных Наций (ООН); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); Панисламизм; Плюрализм; Политическая культура; Политическая социализация; Хаос и порядок; Постмодерн; Православие; Принцип симметричности социальных систем; Принципы синергетичности; Протестантизм; Расизм; Реидеологизация; Реинкарнация; Религии Востока; Карма; Пантеизм; Религиозная идеология; Буддизм; Религия; Ризома ; Русская идея; Русский космизм; Саморегуляция и самовоспроизводство общества; Свобода; Сеть мировой гармонии (как понятие); Синергетическая философия; Синергизм; Синтоизм; Системность; Собор; Соборность; Современные научно-религиозные подходы: Ноосферизм; Современные религиозно-философские системы; Вера Бахаи; Социальная система и подсистемы; Социальная структура и функция; Социальное государство; Стабильность; Стратификация; Структура политической культуры; Субсидиарная идеология: индивидуализм; Теория справедливости Роулза; Терроризм. ; Типы идеологии: коммунизм; Типы политической культуры; Типы политической социализации.; Доклады Римскому клубу; Уровни организации жизни; Фашизм; Форма и содержание (понятие); Функции идеологии; Харизма; Хартия Земли; Холистическая философия; Христианство; Цинизм; Эгалитаризм; Экология сознания; Экстремизм; Экуменизм; Энергия; Этатизация; ЮНЕСКО; Язычество;

Персоналии для зачета

Августин; Акимов; Алмонд Г. "Сравнительные политические системы" (1956 г.); Шри Ауробиндо; Бах Ричард; Бердяев Н.; Блаватская Е.П.; Будны С.; Вернадский; Вивекананда; Волан А.; Гейзенберг; Гераклит; Гумбольт В.; Гусовский Н.; Гэлбрейт Джон; Данилевский Н.; Дестют де Траси; Ильин И.А.; Калиновский К.; Коэльо А.; Кришнамурти; Луман Н.; Макиавелли Н.; Манхейм К.; Маркс К.; Маслоу А. («Дальние пределы человеческой психики»).; Планк; Полоцкая Ефросинья; Пригожин И. («Порядок из хаоса»); Радонежский С.; Рамакришна; Рерих Е.; Роулз Д. Теория справедливости; Сапега Л.; Саровский С.; Сент-Экзюпери А. де; Скарина Ф.; Соловьев В.С.; Сорокин П.; Тойнби; Туровский К.; Тяпинский В.; Федоров; Фромм Э. («Быть и иметь»); Фукуяма Ф.; Хантингтон С.; Хомяков А.С.; Циолковский; Чижевский; Шарден Тейяр де; Швейцер А.: Благоговение перед жизнью; Шипов; Шпенглер О.; Шредингер (книга «Жизнь с точки зрения физики»); Эйнштейн А.; Экхарт М.; Эмерсон Р.; Энгельс Ф.; Юнг К..


 

Вопросы к зачету

Лекция 1. Философско-мировоззренческая часть

1.      Определите понятие идеологии? Что означает этот термин?

2.      Нужна ли сейчас выработка новой идеологии (обоснуйте свой ответ)?

3.      Опишите воздействие и взаимосвязь идеологии с наукой, религией, экономикой, системой управления?

4.      Какую идеологию можно считать эффективной, а какую неэффективной, почему?

5.      Поясните значение термина ризома. Как это понятие соотносится с формированием идеологических структур?

6.      Опишите структуру и функции идеологии.

7.      Существуют ли четкие критерии добра и зла в идеологии? Обоснуйте ваш ответ.

8.      Что вы можете сказать о «предрасположенности» общества к различным видам идеологий? Что значит «западный» и «восточный» тип идеологии?

9.      Подберите ключевые понятия для определения того, какой должна быть идеология РБ.

10.  Обдумайте и предложите ту систему идеалов и общественных ценностей, которая может быть взята за основу построения новой системы человеческих отношений в РБ.

Лекция 2. Законодательно-правовая часть.

11.  Опишите структуру и юридические свойства Конституции РБ.

12.  Каковы основные вехи принятия Конституции? (Яскевич)

13.  Какие общие законы эволюции вы можете назвать? Как они трансформируются в социальных законах общества?

14.  Что такое правовое государство? В чем сущность правового государства?

15.  Что такое государственная идеология? Может ли идеология быть государственной? (Мельник)

16.  Каковы характеристики и функции гражданского общества?

17.  Что такое социальное государство? (Яскевич)

18.  Опишите общую схему управляемой и самоорганизующейся социальной системы. Каковы отличительные особенности первой и второй схемы?

Лекция 3. Типы идеологий.

19.  Дайте определение понятию "политическая культура".

20.  Какие типы политической культуры вы знаете? Охарактеризуйте их. (Лекция)

21.  Опишите политические культуры западного и восточного типа.

22.  Что такое институциональная матрица?

23.  Опишите основные характеристики коммунитарной идеологии: коллективизм, эгалитаризм, порядок. (Лекция)

24.  Опишите основные характеристики субсидиарной идеологии: индивидуализм, стратификация, свобода. (Лекция)

25.  Когда и кто выдвинул понятие субсидиарной идеологии? Какая цель при этом преследовалась? (Лекция)

26.  Как можно представить двойственную модель коммунитаризма и субсидиарности в троичной форме?

27.  Как это разделение может быть применено к человеку?

28.  Назовите и дайте краткие характеристики основных типов идеологий.

29.  Что означает понятие "политическая социализация"? Какие этапы политической социализации принято выделять?

30.  Какие факторы влияют на процесс политической социализации?

Лекция 4. Религия и идеология.

31.  Возможно ли в обществе мирное сосуществование различных религиозных конфессий и вероисповеданий?

32.  Сопоставьте различные духовные кодексы различных религий и попытайтесь выработать общий для всех. Возможно ли это?

33.  Возможен ли храм всех религий? Можно ли его сделать в Минске?

34.  Нужна ли обществу единая вера? Возможна ли она?

35.  Что такое харизматическая личность?

36.  Опишите образ религиозного реформатора одной из религий и проанализируйте социальные последствия предложенных им нравственных принципов.

37.  Почему, на ваш взгляд, духовные принципы и идеалы не применяются или слабо применяются в общественной жизни?

38.  Нужно ли преподавать религию в школе, вузе и какую именно? Как достичь религиозного плюрализма в обществе?

39.  Что такое неокульты и каковы причины появления неокультов в современном мире? Каковы положительные и отрицательные стороны их воздействия.

40.  Опишите основные принципы и структуру одного из религиозных течений, к которому вы испытываете симпатию.

41.  Что такое концепция ноосферизма Вернадского?

42.  Сопоставьте описание Бога в двух различных религиозных системах (например, в индуизме и в христианстве), покажите в чем отличие и в чем общее между ними.

Лекция 5. Национальная идея.

Вопросы можно найти: Яскевич Я.С. «Вопросы и ответы» стр.41-68

43.  Какие этнические эпохи выделают в истории Беларуси (Яскевич, с.42).

44.  Соотношение белорусской русской идеи (Яскевич, с.47).

45.  Что такое Собор и как он соотносится с восточно-славянской традицией (Н.П.).

46.  Отличие западной ментальности от славянской (П.Н.).

47.  Что такое русский космизм и как его можно соотнести с национальной идеей в Беларуси.

48.  Национальная культура и становление белорусской государственности (кафедра)

49.  Особенности самоидентификации и менталитета белорусов (кафедра)

50.  «Белорусская идея»: истоки и специфика (кафедра)

51.  Каковы истоки белорусской культуры и белорусской народности (кафедра)

52.  Какие факторы повлияли на развитие белорусской культуры (кафедра)

53.  Какова роль традиций в процессе формирования белорусской культуры и государственности (кафедра)

54.  Назовите базовые черты менталитета белорусов (кафедра)

55.  Белорусы и русские: сходства и различия национального характера (кафедра)

56.  Как проявляется влияние глобализации на процессы национально-культурной идентичности (кафедра)

57.  Охарактеризуйте роль элиты в формировании национальной культуры и национальной идеи (кафедра)

Лекция 6. Глобализация.

58.  Что такое глобализация – опишите положительные и отрицательные стороны этого процесса.

59.  Соотнесите понятие национальной и индивидуальной самоидентификации с понятием глобализации.

60.  Существуют ли альтернативные процессы глобализации. Сопоставьте западную и восточную ее модели.

61.  Причины возникновения терроризма.

62.  Как вы понимаете термин ноосферизация.

63.  Глобализация и глобальные проблемы современности.

64.  Опишите современное положение Америки с точки зрения глобализации (использовать статью «Великая амбиция» в «Вопросах философии»).

65.  Могут ли подружиться «богатые» и «бедные» в современном мире?

Лекция 7. Устойчивое развитие.

66.  Опишите проблему «золотого миллиарда» и как они соотносятся с общей эволюцией планеты.

67.  Могут ли все страны достичь экономического уровня развитых стран и что при этом произойдет с планетой.

68.  Опишите основные идеи Сороса в книжке «Кризис мирового капитализма»

69.  Является ли рыночные отношения разрушающим фактором эволюции. Что им можно противопоставить.

70.  Какова должна быть социально-экономическая модель гармонического общества

Лекция 8. Человек, образование, здоровье.

71.  Что такое образование? Можно ли научить человека чему-либо?

72.  Почему проблемы образования входят в курс идеологии?

73.  Западная и восточная модель в системе образования.

74.  Что такое синергетические модели образования?

75.  Можно ли построить систему образования на принципах самоорганизации и как это можно сделать в нашем ВУЗе.

76.  Какие основные проблемы системы образования и как можно улучшить ее работу.

77.  Коррупция в образовании: причины и проблемы, вытекающие из этого. Как это изменить?

78.  Уместно ли платное обучение с точки зрения квалификации специалиста?

79.  Как построить систему образования для гуманизации образования и достижения атмосферы открытости, дружбы, сотрудничества и взаимопомощи?

80.  Что важнее нравственные основы в процессе обучения или профессиональные качества?

81.  Справедлива ли система экзамен/зачет? Чем ее можно заменить?

82.  Как построить правильный диалог между преподавателями и студентами?

83.  Каковы основные проблемы студентов и как их можно решить в процессе обучения?

84.  В чем причина инертности студентов?

85.  Какие инновационные методики преподавания и обучения вы можете предложить?

Семинар по СМИ

86.  Опишите эволюцию СМИ на протяжении последних 200 лет. Какие тенденции вы обнаруживаете?

87.  Как формируется общественное мнение?

88.  Социальные функции СМИ: информационная; корреляционная, континуитивная, развлекательная, мобилизационная.

89.  Как правильно организовать работу СМИ? Какова, на ваш взгляд, идеальная модель работы СМИ?

90.  В чем, на ваш взгляд, заключается главное предназначение СМИ? Что для этого нужно сделать?

91.  Как воздействуют на человека современные средства коммуникации: компьютер, телефон, TV? Опишите положительные и отрицательные стороны технического прогресса.

92.  Какие способы манипулирования сознанием человека через СМИ вы знаете?

93.  Как защитить себя от отрицательных информационных потоков?



 

Таблица терминов, имен и вопросов для зачета.
(Заполнить самостоятельно и принести на зачет)

 

Термины

Персоналии

Вопросы

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

 

9.

 

 

 

10.

 

 

 

11.

 

 

 

12.

 

 

 

13.

 

 

 

14.

 

 

 

15.

 

 

 

16.

 

 

 

17.

 

 

 

18.

 

 

 

19.

 

 

 

20.

 

 

 

21.

 

 

 

22.

 

 

 

23.

 

 

 

24.

 

 

 

25.

 

 

 

26.

 

 

 

27.

 

 

 

28.

 

 

 

29.

 

 

 

30.

 

 

 

 По всем вопросам, связанным с курсом, обращайтесь по адресу:
nvpminsk@yandex.ru

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz