Полезные материалы для курса
"Основы
идеологии Белорусского государства"
Разработка
Панчишина Н.В.
Главная - Оргвопросы – Лекции – Зачет – Творчество студентов – Новости –
Дополнительные статьи – Семинар по СМИ - Рецензия
на курс по идеологии
Материалы по идеологии за 2006/2007 г.
Из подчеркнутых терминов, имен и вопросов, нужно выбрать только 10. К этим 10 вы добавляете еще 20 терминов, 20 имен и 20 вопросов по вашему выбору. Вы можете отобрать те имена, термины и вопросы, которые вам нравятся. Кроме того, вы можете также дополнить этот список по вашему усмотрению. Всего к зачету вам необходимо подготовить 30 терминов, 30 имен и 30 вопросов. На зачет вам надо их принести в виде таблицы (см. в конце файла). Вытянув номер билета вы автоматически получаете номер вопроса, к которому добавляются уже во время ответа три термина и три имени. Просьба для наглядности сохранить эти подчеркивания и в вашей таблице.
Желаю
успеха.
Адекватность;
Ахимса; Белорусская идея; Восток и Запад; Геоэтика; Глобализация;
Глобальная этика; Гражданское общество; Гуманизм ; Даосизм;
Деидеологизация; Духовная экология; Дхарма; Евразийство; Ереси; Идейное
течение; Идеологизация; Идеология; Идеология «зеленых»; Идеология
и утопия; Информационное общество; Информация; Ислам; Иудаизм; Категорический
императив И.Канта; Коммунитарная идеология: коммунитаризм;
Консенсус; Консенсус; Консерватизм; Конфуцианство; Культура – цивилизация;
Либерализм; Масонство; Материя; Мировоззрение (структура); Мифология;
Национализм; Неофашизм; Ноосфера; Ноосферная конституция;
Общество и культура; Объективная реальность; Окружающая среда; Организация
Объединенных Наций (ООН); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ); Панисламизм; Плюрализм; Политическая культура; Политическая
социализация; Хаос и порядок; Постмодерн; Православие; Принцип
симметричности социальных систем; Принципы синергетичности;
Протестантизм; Расизм; Реидеологизация; Реинкарнация; Религии Востока; Карма;
Пантеизм; Религиозная идеология; Буддизм; Религия; Ризома ; Русская
идея; Русский космизм; Саморегуляция и
самовоспроизводство общества; Свобода; Сеть мировой гармонии (как понятие); Синергетическая
философия; Синергизм; Синтоизм; Системность; Собор; Соборность;
Современные научно-религиозные подходы: Ноосферизм; Современные
религиозно-философские системы; Вера Бахаи; Социальная система и подсистемы;
Социальная структура и функция; Социальное государство; Стабильность; Стратификация;
Структура политической культуры; Субсидиарная идеология: индивидуализм;
Теория справедливости Роулза; Терроризм. ; Типы идеологии: коммунизм; Типы
политической культуры; Типы политической социализации.; Доклады Римскому
клубу; Уровни организации жизни; Фашизм; Форма и содержание (понятие);
Функции идеологии; Харизма; Хартия Земли; Холистическая философия;
Христианство; Цинизм; Эгалитаризм; Экология сознания; Экстремизм; Экуменизм;
Энергия; Этатизация; ЮНЕСКО; Язычество;
Августин; Акимов;
Алмонд Г. "Сравнительные политические системы" (
1. Определите понятие идеологии? Что означает этот термин?
2. Нужна ли сейчас выработка новой идеологии (обоснуйте свой ответ)?
3. Опишите воздействие и взаимосвязь идеологии с наукой, религией, экономикой, системой управления?
4. Какую идеологию можно считать эффективной, а какую неэффективной, почему?
5. Поясните значение термина ризома. Как это понятие соотносится с формированием идеологических структур?
6. Опишите структуру и функции идеологии.
7. Существуют ли четкие критерии добра и зла в идеологии? Обоснуйте ваш ответ.
8. Что вы можете сказать о «предрасположенности» общества к различным видам идеологий? Что значит «западный» и «восточный» тип идеологии?
9. Подберите ключевые понятия для определения того, какой должна быть идеология РБ.
10. Обдумайте и
предложите ту систему идеалов и общественных ценностей, которая может быть
взята за основу построения новой системы человеческих отношений в РБ.
11. Опишите структуру и юридические свойства Конституции РБ.
12. Каковы основные вехи принятия Конституции? (Яскевич)
13. Какие общие законы эволюции вы можете назвать? Как они трансформируются в социальных законах общества?
14. Что такое правовое государство? В чем сущность правового государства?
15. Что такое государственная идеология? Может ли идеология быть государственной? (Мельник)
16. Каковы характеристики и функции гражданского общества?
17. Что такое социальное государство? (Яскевич)
18. Опишите
общую схему управляемой и самоорганизующейся социальной системы. Каковы
отличительные особенности первой и второй схемы?
19. Дайте определение понятию "политическая культура".
20. Какие типы политической культуры вы знаете? Охарактеризуйте их. (Лекция)
21. Опишите политические культуры западного и восточного типа.
22. Что такое институциональная матрица?
23. Опишите основные характеристики коммунитарной идеологии: коллективизм, эгалитаризм, порядок. (Лекция)
24. Опишите основные характеристики субсидиарной идеологии: индивидуализм, стратификация, свобода. (Лекция)
25. Когда и кто выдвинул понятие субсидиарной идеологии? Какая цель при этом преследовалась? (Лекция)
26. Как можно представить двойственную модель коммунитаризма и субсидиарности в троичной форме?
27. Как это разделение может быть применено к человеку?
28. Назовите и дайте краткие характеристики основных типов идеологий.
29. Что означает понятие "политическая социализация"? Какие этапы политической социализации принято выделять?
30. Какие
факторы влияют на процесс политической социализации?
31. Возможно ли в обществе мирное сосуществование различных религиозных конфессий и вероисповеданий?
32. Сопоставьте различные духовные кодексы различных религий и попытайтесь выработать общий для всех. Возможно ли это?
33. Возможен ли храм всех религий? Можно ли его сделать в Минске?
34. Нужна ли обществу единая вера? Возможна ли она?
35. Что такое харизматическая личность?
36. Опишите образ религиозного реформатора одной из религий и проанализируйте социальные последствия предложенных им нравственных принципов.
37. Почему, на ваш взгляд, духовные принципы и идеалы не применяются или слабо применяются в общественной жизни?
38. Нужно ли преподавать религию в школе, вузе и какую именно? Как достичь религиозного плюрализма в обществе?
39. Что такое неокульты и каковы причины появления неокультов в современном мире? Каковы положительные и отрицательные стороны их воздействия.
40. Опишите основные принципы и структуру одного из религиозных течений, к которому вы испытываете симпатию.
41. Что такое концепция ноосферизма Вернадского?
42. Сопоставьте
описание Бога в двух различных религиозных системах (например, в индуизме и в
христианстве), покажите в чем отличие и в чем общее между ними.
Вопросы
можно найти: Яскевич Я.С. «Вопросы и ответы» стр.41-68
43. Какие этнические эпохи выделают в истории Беларуси (Яскевич, с.42).
44. Соотношение белорусской русской идеи (Яскевич, с.47).
45. Что такое Собор и как он соотносится с восточно-славянской традицией (Н.П.).
46. Отличие западной ментальности от славянской (П.Н.).
47. Что такое русский космизм и как его можно соотнести с национальной идеей в Беларуси.
48. Национальная культура и становление белорусской государственности (кафедра)
49. Особенности самоидентификации и менталитета белорусов (кафедра)
50. «Белорусская идея»: истоки и специфика (кафедра)
51. Каковы истоки белорусской культуры и белорусской народности (кафедра)
52. Какие факторы повлияли на развитие белорусской культуры (кафедра)
53. Какова роль традиций в процессе формирования белорусской культуры и государственности (кафедра)
54. Назовите базовые черты менталитета белорусов (кафедра)
55. Белорусы и русские: сходства и различия национального характера (кафедра)
56. Как проявляется влияние глобализации на процессы национально-культурной идентичности (кафедра)
57. Охарактеризуйте
роль элиты в формировании национальной культуры и национальной идеи (кафедра)
58. Что такое глобализация – опишите положительные и отрицательные стороны этого процесса.
59. Соотнесите понятие национальной и индивидуальной самоидентификации с понятием глобализации.
60. Существуют ли альтернативные процессы глобализации. Сопоставьте западную и восточную ее модели.
61. Причины возникновения терроризма.
62. Как вы понимаете термин ноосферизация.
63. Глобализация и глобальные проблемы современности.
64. Опишите современное положение Америки с точки зрения глобализации (использовать статью «Великая амбиция» в «Вопросах философии»).
65. Могут ли
подружиться «богатые» и «бедные» в современном мире?
Лекция 7. Устойчивое развитие.
66. Опишите проблему «золотого миллиарда» и как они соотносятся с общей эволюцией планеты.
67. Могут ли все страны достичь экономического уровня развитых стран и что при этом произойдет с планетой.
68. Опишите основные идеи Сороса в книжке «Кризис мирового капитализма»
69. Является ли рыночные отношения разрушающим фактором эволюции. Что им можно противопоставить.
70. Какова
должна быть социально-экономическая модель гармонического общества
Лекция 8. Человек, образование, здоровье.
71. Что такое образование? Можно ли научить человека чему-либо?
72. Почему проблемы образования входят в курс идеологии?
73. Западная и восточная модель в системе образования.
74. Что такое синергетические модели образования?
75. Можно ли построить систему образования на принципах самоорганизации и как это можно сделать в нашем ВУЗе.
76. Какие основные проблемы системы образования и как можно улучшить ее работу.
77. Коррупция в образовании: причины и проблемы, вытекающие из этого. Как это изменить?
78. Уместно ли платное обучение с точки зрения квалификации специалиста?
79. Как построить систему образования для гуманизации образования и достижения атмосферы открытости, дружбы, сотрудничества и взаимопомощи?
80. Что важнее нравственные основы в процессе обучения или профессиональные качества?
81. Справедлива ли система экзамен/зачет? Чем ее можно заменить?
82. Как построить правильный диалог между преподавателями и студентами?
83. Каковы основные проблемы студентов и как их можно решить в процессе обучения?
84. В чем причина инертности студентов?
85. Какие инновационные методики преподавания и обучения вы
можете предложить?
Семинар по СМИ
86. Опишите эволюцию СМИ на протяжении последних 200 лет. Какие тенденции вы обнаруживаете?
87. Как формируется общественное мнение?
88. Социальные функции СМИ: информационная; корреляционная, континуитивная, развлекательная, мобилизационная.
89. Как правильно организовать работу СМИ? Какова, на ваш взгляд, идеальная модель работы СМИ?
90. В чем, на ваш взгляд, заключается главное предназначение СМИ? Что для этого нужно сделать?
91. Как воздействуют на человека современные средства коммуникации: компьютер, телефон, TV? Опишите положительные и отрицательные стороны технического прогресса.
92. Какие способы манипулирования сознанием человека через СМИ вы знаете?
93. Как защитить себя от отрицательных информационных потоков?
|
Термины
|
Персоналии
|
Вопросы
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9. |
|
|
|
10. |
|
|
|
11. |
|
|
|
12. |
|
|
|
13. |
|
|
|
14. |
|
|
|
15. |
|
|
|
16. |
|
|
|
17. |
|
|
|
18. |
|
|
|
19. |
|
|
|
20. |
|
|
|
21. |
|
|
|
22. |
|
|
|
23. |
|
|
|
24. |
|
|
|
25. |
|
|
|
26. |
|
|
|
27. |
|
|
|
28. |
|
|
|
29. |
|
|
|
30. |
|
|
|
По
всем вопросам, связанным с курсом, обращайтесь по адресу:
nvpminsk@yandex.ru